Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения
Достоверные исходные тексты правовых документов
Искать в банке данных «Таможенное законодательство»
Открытые данные
Раздел сайта

Центральный музей таможенной службы

Муратов Н.Е. Адреса и здания Москвы в истории Московской Складочной таможни

Опубликовано: 29 октября 2020 09:39
Последнее изменение: 29 октября 2020 09:42

Адреса и здания Москвы в истории Московской Складочной таможни.

14 декабря 1819 года в Москве учреждена Транзитная контора, «для складки прусских сукон, отправляемых транзитом в Азию»1. В начале 1820 года контора была преобразована в таможню…

Императорская Московская Складочная таможня 1 класса была открыта в 1820 году и начала свою работу, сразу же столкнувшись с главной для себя проблемой, на разрешение которой уйдут многие годы – отсутствие собственного здания в Первопрестольной и помещений, достаточных для проведения всех необходимых таможенных операций. Наличие данной проблемы было, отчасти, объяснимо для начального этапа работы Таможни – в это время Москва напряжённо восстанавливалась, отстраивалась после грандиозного пожара 1812 года. Аренда под Таможню уже имеющихся в городе здания и помещений стала в тот период для казны реальным выходом из положения. Впрочем, казна искала и другие, более выгодные для себя, варианты.

Первоначально, в 1820-х годах, Московская Складочная таможня расположилась в доме графа Николая Никитича Демидова (1773 – 1828), тайного советника, действительного камергера и кавалера – «в Верхних Садовниках, на большой улице и на Набережной, в I квартале»2. Как одна из достопримечательностей Москвы, Складочная таможня даже была включена в знаменитый путеводитель по Первопрестольной, вышедший в свет в связи с восстановлением древней русской столицы после разорительного пожара 1812 года: «Вот Складочная Таможня, занимающая дом Демидова; здесь складываются те привозимые товары, которые ещё не очищены пошлиною на границе: это облегчение купцам»3. Не сохранившийся до нынешних времён дом имел в те дни нумерацию: № 94. Сам же владелец усадебного дома с 1822 года пребывал русским посланником в великом герцогстве Тосканском. Последние свои годы граф Н.Н. Демидов, крупный российский промышленник и известнейший благотворитель, коллекционер, жил во Флоренции.

На одной из старейших фотографий Москвы, относящейся к 1850-м годам и представляющей вид из Московского Кремля в сторону Заяузья, хорошо просматривается всё бывшее владение Н. Н. Демидова в Верхних Садовниках. Видны и оба ранее принадлежавших Демидову каменных особняка, выходивших на набережную (ныне – Раушская набережная) Москвы-реки. Дома Н. Н. Демидова до настоящего времени не сохранились5.

В свой «демидовский период», согласно Положению от 18 августа 1826 года, о возврате Кяхтинской пошлины на чаи, отправляемые за границу по особым лицензиям, Московская Складочная таможня стала пломбировать эти поставляемые за рубеж чаи6 – вероятно, расфасованные в Москве, подготовленные для отправки целые партии различных сортов чая. Правда, через десять лет, в 1836 году, в Москве были приняты меры для прекращения торга «капорским чаем»7 – то есть, знаменитым в русском народе Иван-чаем. Так «отечественный продукт» и «отечественный производитель» пострадали в угоду монополистам, державшим в своих руках импортную чайную торговлю в Москве. Надо помнить, что к этому времени Москва Первопрестольная уже вовсю предавалась чаепитию, которое уже считалось для москвичей традиционным.

Следующим московским адресом, где после дома Н.Н. Демидова была расквартирована Московская Складочная таможня, стал дом купца Василия Васильевича Варгина (1791 – 1859) – в Замоскворечье, на Пятницкой улице. Что и нашло отражение в московских адрес-календарях и в других городских изданиях: «Московская складочная таможня… Пятницкая часть, 2 квартал, Пятницкая улица, дом Варгина, 174»8.

Дом купца Василия Варгина, в том виде, когда в его стенах располагалась Московская Складочная таможня, до настоящего дня тоже не сохранился. В 1860-х годах Яков Васильевич Варгин объединил все принадлежащие ему строения по красной линии Пятницкой улицы в единое здание, которое ещё через десять лет было достроено третьим этажом. Новопостроенный дом стал использоваться как доходный с торговыми лавками в первом этаже. Именно это здание мы видим на современной Пятницкой улице (д. 16).

В 1831 году, «для облегчения купечества», Московской Таможне было дозволено «очищать пошлиною, по азиатскому тарифу, товары российского происхождения, назначенные для отвоза за азиатскую границу»9. В период бытования Московской Складочной таможни в доме В.В. Варгина, в виду быстрого развития московского торгово-промышленного капитала и роста его участия во внешней торговле, Московской Таможне приходилось ещё и дополнительно арендовать складские площади по Первопрестольной. Таким образом, уже в первой половине ХIХ столетия для Московской Складочной таможни остро чувствовалась необходимость в обретении, наконец, собственного здания и специальных помещений, необходимых для проведения всех надлежащих таможенных процедур, складирования ещё неочищенных пошлиной партий товаров на хранение и т. д.

«Необходимость постройки специального здания таможни определялась значительным объёмом привоза товаров для очистки в Московской таможне. Только в 1843 году в Департамент Государственного Казначейства из таможни было перечислено 1852635 рублей таможенных доходов. Арендуемое Московской таможней за 2500 рублей в год здание у купца В.В. Варгина на Пятницкой улице было непригодным для исполнения таможенных обрядностей. Дом В.В. Варгина был окружён плотной деревянной застройкой, вследствие чего всегда сохранялась опасность возникновения пожара. К тому же, в здании отсутствовали таможенные пакгаузы для складирования товаров, из-за чего большая часть привозных товаров складировалась в подвалах у купцов и в помещениях, нанятых в разных частях Москвы. В связи с этим 19 февраля 1843 года министр финансов граф Егор Францевич Канкрин подал императору Николаю I записку с просьбой о выделении 120 тыс. рублей для покупки с аукциона дома для таможни в Москве. Часть денег должен был выделить Департамент внешней торговли, другую часть предполагалось взять в виде займа в Государственном заёмном банке. Для покрытия расходов Е.Ф. Канкрин предлагал учредить в Москве особый сбор за таможенную складку товаров»10. Но в действительности, на повестке дня для Складочной таможни пока оставался лишь вопрос о найме подходящего дома в Москве.

В силу необходимости для Московской Таможни нанять дом за 11000 рублей серебром и для возмещения части издержек по найму дома, в 1845 году, по добровольному согласию московского купечества, был установлен-таки особый складочный сбор: за хранимые в пакгаузах или амбарах товары по 35 коп. серебром, а за сложенные на дворе – по 15 коп. серебром с каждого товарного места.

По прошению купцов, пользующихся складочным правом при Московской Таможне, 8 февраля 1849 года Высочайше утверждённым Положением Комитета Министров было постановлено о дозволении очищать пошлиною 12 месяцев вместо 8 месяцев11, как это было ранее, товар, поступивший на складку по 1 мая 1851 года. При этом московские купцы готовы были платить сбор в 60 коп. серебром вместо 35 коп. за хранение товара в пакгаузах (амбарах) и 25 коп. серебром вместо 15 коп. за товар, сложенный на дворе. Всё это и было закреплено Высочайше утверждённым Положением Комитета Министров от 23 августа 1849 года12.

В то же время, в 1847-1853 годах, по утверждённому конкурсному проекту выдающегося русского архитектора К.А. Тона (1794 – 1881), рядом со станцией С.-Петербургско-Московской железной дороги уже возводилось специальное здание Московской Складочной таможни.  Помимо этого, создавался целый комплекс таможенного двора со службами и специальными помещениями (пакгаузами) для досмотра и для складирования товаров.

 Москва Первопрестольная являлась самым обширным резервуаром внутренних промышленных и торговых капиталов. В неё стекались со всех концов Российской империи торговцы за товарами, сюда же шло внушительное количество сырья для перепродажи или переработки на многочисленных фабриках и мануфактурах, как в самой Москве, так и в окрестных городах и селениях. Не будет преувеличением сказать, что в Москве сосредоточились главные массы всей внутренней и иностранной торговли России13.

В XIX столетии через Московскую Складочную таможню по России распределялось огромное количество товаров, среди которых были и, так называемые, «колониальные товары», ввозимые из восточных стран, прежде всего из Китая. По Высочайшему повелению от 4 июня 1848 года в Москве был учреждён «особый комитет об устройстве кяхтинской торговли»14.

В следствие всё увеличивающегося роста внешнеторгового товарооборота в Первопрестольной, властями делались всё новые «облегчения купечеству». В 1855 году московские купцы были «освобождены от взысканий за ошибки в объявлениях на товары, отправляемые на складку»15. В 1856 году московским таможенникам было «дозволено досматривать иностранные товары, привозимые в Москву по железной дороге, «в купеческих амбарах той дороги»16. В 1857 году московским купцам было дозволено «выписываемые из-за границы, чрез С.-Петербургский порт, крепкие напитки очищать пошлиною в Московской таможне»17. А в 1860 году было «положено взимать, в уменьшенном размере, складочный сбор с некоторых товаров, поступающих на складку в Московскую таможню»18

В апреле 1868 года, в виду всё большего увеличения «привоза к Московской Таможне товаров для очистки пошлиною», встал вопрос о безотлагательной «постройке новаго каменнаго двухэтажнаго с подвалами пакгауза для складки иностранных товаров, а также к пристройке к главному зданию Таможни новаго же пакгауза для складки собственно мануфактурных товаров»19. Строительные работы были произведены с составлением нового плана строений таможенного двора близ Николаевского вокзала.

Во второй половине ХIХ столетия, в связи с масштабным железнодорожным строительством, развернувшимся в Москве, рост товарных перевозок, осуществляемых по железной дороге быстро увеличивался20. Для Московской Складочной таможни возникла острейшая необходимость в приобретении больших комплексов складских помещений. После соединения Нижегородской и Николаевской железных дорог,  эта проблема была разрешена в районе Лефортова и недалеко от Спасо-Андроникова монастыря – на Золоторожской (ныне – Волочаевской) улице.

С 1883 года Московская Складочная таможня владела земельным участком на высоком живописном берегу реки Яузы, принадлежавшим когда-то графам Строгановым, затем купцам 1-й гильдии Алексеевым. Таможня использовала для своих нужд уже приспособленные под товарные склады корпуса бывшей суконной фабрики, основанной братьями-компаньонами Александром Васильевичем (1788 – 1841)21 и Иваном Васильевичем (1789 – после 1857)22 Алексеевыми. И под служебное помещение здесь Таможней использовался сохранившийся до нашего времени дворец бывшей «Строгановской дачи» на Яузе (ныне д. 38 по Волочаевской улице).

К началу 1870-х годов суконное производство Алексеевых на Золоторожской улице стало убыточным и пришло в упадок. Фабрику со всем земельным участком «Строгановской дачи» приобрёл Василий Александрович Кокорев (1817 – 1889), богатейший предприниматель, коллекционер, меценат. Так бывшее владение Строгановых-Алексеевых перешло к основанному Кокоревым «Северному обществу страхования и складирования товаров с выдачею варрантов», которое устроило в производственных корпусах суконной фабрики братьев Алексеевых складские помещения. К 1877 году к образовавшемуся крупному комплексу «московских складов»23 Северного Общества была проложена железнодорожная ветка.

Страхование товаров, однако, не приобрело большого распространения. Северное Общество было вынуждено перейти на страхование движимого и недвижимого имущества от огня, а обширные складские площади на Золоторожской оказались Василию Кокореву совершенно не нужны. С 1872 года ему принадлежал ещё и соседний с «дачей Строгановых» земельный участок, владелицей которого когда-то являлась княгиня Варвара Алексеевна Репнина-Волконская (1778 – 1864). Благодаря имеющимся давним связям в правительственных кругах, в 1879 году Кокореву удалось выгодно продать целиком все ранее приобретённые им земли и строения на Яузе в государственную казну…

Таким образом, с 1883 года, помимо комплекса Главной Складочной таможни, располагавшегося около Николаевского вокзала, в Москве Первопрестольной работало уже и Отделение Складочной таможни, разместившееся на Золоторожской улице, при товарных складах, обустроенных «Северным обществом страхования…» из производственно-складских зданий фабрики братьев-предпринимателей Алексеевых. Теперь же складской комплекс – пакгаузы в Лефортово – приобрёл сугубо таможенное историческое звучание. В конце ХIХ столетия Отделение Московской Таможни именовали «Северные склады» – по прежней принадлежности складов Северному Обществу24.

Московская Складочная таможня использовала также и доставшееся ей в «наследство» соседнее со «Строгановской дачей» бывшее владение княгини                        В.А. Репниной-Волконской, с большим деревянным усадебным домом и службами. Недошедший до настоящего дня деревянный усадебный господский дом, с портиком и «крыльями» флигелей, располагался недалеко от дворца усадьбы Строгановых и ближе к самой Золоторожской (нынешней Волочаевской) улице. На карте Москвы с пригородами 1907 года, издания Н. Е. Кудрявцева и А. П. Мелик-Каспарова (фото-картография И. С. Яцкевича), дающей ценную нумерацию домов, бывший дом княгини В. А. Репниной-Волконской имеет № 40 по Золоторожской улице. Что примечательно, это и есть московский адрес Отделения Складочной таможни25. Именно к этому усадебному дому, то есть – к «офису» Отделения Таможни, ещё в конце ХIХ века был проложен Таможенный проезд. Что и показывают карты Москвы начала ХХ века, на которых отображены очертания дома княгини Репниной-Волконской26.

Наиболее старые из сохранившихся до наших дней бывших таможенных построек на Яузе (не считая самого дворца «дачи Строгановых») относятся именно ко времени хозяйствования братьев-предпринимателей Алексеевых27. Среди этих сооружений, в очередной раз перестроенных уже в советский период отечественной истории, известно, например, здание, которое местные старожилы и сегодня именуют словом «Таможня» (ныне д. 40, корп. 2 по Волочаевской улице). Вероятнее всего, эта постройка когда-то являлась одним из производственных корпусов или сооружений для складирования готовой продукции фабрики купцов первой гильдии Алексеевых. В конце ХIХ века здание было надстроено третьим этажом.

Но основную часть таможенных складов – пакгаузов на Золоторожской улице – начали возводить в 1891-м году на земельном участке, располагавшемся севернее бывшей «дачи Строгановых» и бывшего владения княгини В. А. Репниной-Волконской. Этот участок28 также принадлежал в конце ХIХ века Отделению Московской Складочной таможни. Новые корпуса строились по проекту архитектора Николая Григорьевича Фалеева (1859 – 1933) и гражданского инженера Виктора Андреевича Величкина (1863 – 1921). В последующем именно эти корпуса стали частью «Московского казённого винного склада № 1», открывшегося и освящённого в Москве 24 июня 1901 года, как следствие подписания в 1896 году указа о введении государственной монополии на производство и продажу спиртных напитков. Пройдя несколько реконструкций, происходивших здесь в разные годы, комплекс, тем не менее, сохранил свой исторический облик до наших дней29

По сумме перечисляемых в казну пошлинных сборов Московская Складочная таможня на рубеже XIX-XX веков занимала первое место среди аналогичных учреждений Российской империи. Московская Складочная таможня не входила ни в один из таможенных округов и состояла в отдельном управлении  Департамента таможенных сборов.

К началу XX столетия Москва превратилась в крупнейший железнодорожный узел  центральной России, через который проходили огромные товарные потоки. В том числе, и импортно-экспортные. Появилась необходимость в соединении всех построенных к тому времени в городе железных дорог единой кольцевой магистралью, которая была сооружена в кратчайший период, в 1903-1908 годах, и получила название Московской Окружной железной дороги. Агенты Московской Таможни каждодневно командировались для производства таможенных операций на товарные, складские станции, пропускные железнодорожные станции-пункты (например, станция «Ховрино» и др.) Московского железнодорожного узла, а также для работы и на многих других объектах в Москве.

К пакгаузам крупного таможенного складского и производственного комплекса на Золоторожской улице прокладывались новые железнодорожные «нити», и, благодаря продуманному разветвлённому хозяйству московской Окружной, сюда (так и отсюда) можно было легко «перебрасывать» товар с любого железнодорожного направления.

«Московский казённый винный склад № 1» был самым крупным в Москве и мог производить более двух млн. вёдер вина (казённое водочное ведро – 12 литров) в год. В 1914 году производство сократилось, поскольку был введён сухой закон на время войны, но не было закрыто совсем – по-прежнему производилась водка для армии, производилось вино для экспорта за границу. Часть мощностей переключили на производство лекарств на спиртовой основе  для больниц и лазаретов, а в нескольких зданиях расположился военный госпиталь.

Функционировали таможенные склады и на южном участке комплекса, на территории, некогда принадлежавшей Строгановым и Алексеевым. В сохранившемся до настоящего времени строгановском усадебном доме ещё и в годы Первой мировой войны, и до советского периода, располагалось одно из служебных помещений Отделения Московской складочной таможни…

Таможенные учреждения при Николаевском (потом  Ленинградском) вокзале и в районе Лефортова работали, но уже под другими историческими названиями, и в советское время…

 

 

Примечания

 

  1. См.: Н. Кайданов. Краткий хронологический обзор действий Департаментов внешней торговли и таможенных сборов по части торговли России с иностранными государствами. СПб. Типография В. Киршбаума. 1890. С. 5. См. также: Разные сведения о российской внешней торговле. СПб. В Типографии Департамента Внешней Торговли. 1829. С. 39.
  2. Алфавитный список Пятницкой части домам и землям, равно казённым зданиям…, С. 11. //Алфавитные списки всех частей города столичного Москвы домам и землям, равно казённым зданиям, с показанием в котором квартале и на какой улице или переулке состоят. Москва. В Типографии Семёна Селивановского. 1818.
  3. Москва, или Исторический Путеводитель по знаменитой столице Государства Российского. Часть III. М., в Типографии С. Селивановского. 1827. С. 279.
  4. В. Соколов. Указатель жилищ и зданий в Москве, или Адресная Книга. Глава II. М., в типографии Августа Семена. 1826. С. 43.
  5. На самом деле, во владении Н.Н. Демидова в Верхних Садовниках, среди жилых и хозяйственных построек, действительно были два каменных особняка, выходивших на набережную Москвы-реки. Ещё в 1813 году Николай Никитич купил соседний участок у своего двоюродного брата Павла Григорьевича Демидова, объединив в своих руках все здешние владения Демидовых. После пожара Москвы 1812 года Николай Никитич вновь отстроил и все постройки, вместе с усадебным домом, некогда принадлежавшие его родственнику. Один из двух демидовских особняков на набережной присутствует на иллюстрации: «Вид Кремля из-за Москворецкого моста» (дом крайний слева – Н. М.). Литография. Лондон. 1823 г. (В книге: Robert Lуаll. The character of the Russians and a detailed history of Moscow. London. Т. Cadell and Blackwood, 1823). См. также соответствующее изображение, воспроизведённое в альбоме Н. А. Найдёнова «Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений. Т. III. 1886».

С конца ХIХ столетия, с 1896 года, здесь на набережной Москвы-реки стал формироваться комплекс зданий Раушской электростанции (ныне  ГЭС-1 им. П. Г. Смидовича ПАО «Мосэнерго»), и один из бывших демидовских каменных усадебных домов на набережной со временем был снесён, а другой кардинально перестроен и встроен в другое здание. В настоящее время на месте особняков Н.Н. Демидова располагаются офисное здание Объединённой Энергетической Компании (ОЭК) (Раушская наб., д. 8) и (частично) машинное отделение (по линии набережной), относящееся к Главному корпусу ГЭС-1 (Раушская наб., д. 10, стр. 1).

  1. Разные сведения о российской внешней торговле. СПб. В Типографии Департамента Внешней Торговли. 1829. С. 111.
  2. Н. Кайданов. Указанное сочинение. С. 31.
  3. Книга Адресов столицы Москвы, составленная из документов и сведений правительственных и присутственных мест… М., 1839. С. 246.

См. также:

Московский адрес-календарь, для жителей Москвы, составлен по официальным документам и сведениям К. Нистремом. T. I. Путеводитель Москвы. 1842. С. 73; T. II. С. 150-151 (Служащие складочной таможни);

Адрес-календарь жителей Москвы на 1846 год. Составлен К. Нистремом. М., в Типографии С. Селивановского. 1846.

М. Захаров. Указатель Москвы. Часть первая. М., в Типографии Ведомостей Московской Городской полиции. 1851. С. 160.

  1. Н. Кайданов. Указанное сочинение. С. 23.
  2. См. статья: Воронин С. И., Луговая Г. М. Московская главная складочная таможня. К 160-летию строительства здания //Архив Центрального Музея таможенной службы (далее – ЦМТС).
  3. ПСЗ. Т. ХХIV. № 22994.
  4. ПСЗ. Т. ХХIV. № 23471.
  5. П. А. Бурышкин. Москва купеческая. М., издательство «Высшая школа». 1991. С. 76.
  6. Н. Кайданов. Указанное сочинение. С. 49.
  7. Там же. С. 65.
  8. Там же. С. 70.
  9. Там же. С. 73.
  10. Там же. С. 79.
  11. Письмо Министру внутренних дел от 6 апреля 1868 года за № 3816 от товарища Министра финансов (на бланке Департамента таможенных сборов Министерства финансов). РГИА. Ф. 1293 г. 1868 Оп. 76 Д. 107 Л. 1, 1 об. (Копия – в Архиве ЦМТС).
  12. Ежегодный прирост грузооборота Московского узла в конце ХIХ века – более 5 %.
  13. Московский городской голова в январе 1840 – октябре 1841 годах, потомственный почётный гражданин.

Александр, старший из братьев, прозванный «Алексеев» (позволено именоваться в 1819 году). Уже в первой трети ХIХ века братья, которым принадлежало несколько фабрик в Москве, торговали «под фирмою «Братья Александр и Иван Васильевы Алексеевы»// Материалы для истории Московского купечества. Т. VII. М., типография М.Г. Волчанинова. 1888. С. 134, № 11.

  1. Потомственный почётный гражданин//Материалы для истории Московского купечества. Т. VIII. М., типография М. Г. Волчанинова. 1889. С. 303, № 64.
  2. Отделение «Северного общества страхования и складирования товаров с выдачею варрантов», первым пайщиком которого был В. А. Кокорев, работало и в Санкт-Петербурге, с петербургскими складами. Отделение Общества было также в Одессе.
  3. Список таможенных учреждений в географическом порядке с указанием их местонахождения, прав, щтатов и других сведений а также иностранных таможен, расположенных вдоль Российской границы. СПб. Типография Исидора Гольдберга. 1897. С. 2. См. также: А.И. Васильев. Справочная книга для служащих по таможенному ведомству. Издание неофициальное второе. Одесса. «Славянская» типография Н. Хрисогелос. 1900. С. 232.
  4. См., например: Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1902 год. Товарищество Типо-литографии Владимир Чичерин в Москве. 1902. Раздел: Табель домов. Стб. 143.

В этом же доме и в советское время располагалась Таможня. Например, здание с обозначением Таможни при Бухаринских складах отмечено на Плане Москвы 1925 года, исправленном и дополненном по новейшим данным (составлен Научно-техническим отделом ВСНХ). Бывшая Золоторожская улица в 1919-1937 годах носила имя большевика Николая Бухарина. Изменилась только нумерация домов и адрес Таможни был следующим: Бухаринская улица, д. 36.

  1. См., например: План города Москвы с пригородами. Издание Т-ва А. С. Суворина. Новое время. 1917.
  2. Необходимо учитывать, что ещё до этого купцы Алексеевы для устроения своей фабрики не только возводили новые корпуса, но и полностью перестраивали хозяйственные и жилые постройки конца ХVIII века, которые ранее относились к усадьбе Строгановых.
  3. Один из участков пустолежалой земли, который ранее принадлежал Комиссии для строений в Москве.
  4. Предприятие, пережившее за свою долгую историю множество строительств и реконструкций, в 1987-2013 годах именовалось: завод «Кристалл». В 2013 году завод был выведен с территории Москвы, а в бывших производственных зданиях «Московского казенного винного склада №1» стали появляться жилые и коммерческие объекты. О вино-водочном производстве, имевшем место здесь более ста лет, теперь напоминает лишь Национальный музей русской водки, расположившийся в одной из старейших построек комплекса.